МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Кодекс дружелюбного общения»
Кодекс дружелюбного общения участников образовательных отношений МДОУ д/с № 11 комбинированного вида г. Валуйки Белгородской области (далее - Кодекс) представляет собой свод общих нравственных принципов и основных морально-нравственных норм и правил взаимодействия участников образовательного процесса внутри образовательной организации и во внешнем мире.
Кодекс разработан на основе законодательства Российской Федерации и опирается на систему духовно - нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, миролюбие, дружелюбие, справедливость, честность, совестливость, благодарность, коллективизм, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
«Общие правила»
- Слушать внимательно и показывать свою заинтересованность;
- Стараться хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно к собеседнику;
- Обращаться к собеседнику по имени и смотреть ему в глаза;
- Не оскорблять собеседника и не давать негативных оценок его личности или тому что любит собеседник: будь-то книга, человек, идея или вещь. Если речь идет о принципиальном неприятии, то лучше обозначить это сразу, но как можно сдержаннее;
- Избегать высокомерного пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику;
- Придерживаться уверенного и дружелюбного тона;
- Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника;
- Быть деликатным, тактичным, умей слушать и слышать.
«Педагоги – педагоги»
- Истинный педагог любит детский сад, а не себя в детском саду;
- Отношения между педагогами должны быть доброжелательными, партнерскими;
- Не унижать человеческое достоинство своего коллеги в присутствии посторонних лиц;
- Речь должна быть правильная, оформлена по правилам этикета;
- Защищать не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег;
- При общении не затрагивать тем разговора заведомо зная, что они спровоцируют негативную реакцию у собеседника;
- Уметь координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем.
«Педагоги – родители»
- Строить конструктивный, профессионально аргументированный диалог;
- Выражать искреннюю заинтересованность результатами развития ребенка;
- При общении с родителями всегда учитывать их эмоциональное состояние;
- Доброжелательное партнерство, сотрудничество;
- Предоставлять «обратную связь» о жизни в саду и достижениях конкретного ребенка, выводы должны носить доброжелательный и позитивный характер;
- Не допускать негативных оценок и характеристик по отношению к воспитанникам;
- О проблемах ребёнка говорить наедине, не привлекая внимание окружающих;
- Коммуникация должна вестись по имени отчеству, с нейтрально уважительным обращением на «ВЫ»
- Не задавать некорректных, личных вопросов, кроме вопросов, касающихся педагогического процесса. Это может расцениваться как вторжение в личную и семейную жизнь;
- Не сравнивать ребёнка с другими детьми при общении с родителями;
- Своё мнение не навязывать, но тактично подводить родителей к мысли, что воспитатель – профессионал в своём деле и к его мнению стоит прислушиваться.
«Педагоги – воспитанники»
- Все педагоги должны быть не «над», а «рядом» с ребенком;
- Подходить к детям с оптимистической гипотезой, находить в них хорошее, его всегда больше;
- По отношению ко всем детям педагог обязан быть беспристрастным, не выделяя своим поведением или общением любимчиков;
- Требования к детям должны быть обоснованы, мотивированы;
- Педагог обязан следить за культурой своей речи в ходе общения с детьми: он должен быть корректен, его речь выдержана, спокойна, грамматически правильно построена, должна присутствовать литературная стилистика и лексика. Запрещено в общении с детьми вульгаризмы, ругательства, оскорбления;
- Своевременно реагировать на детские высказывания, просьбы, поощрять ребенка за наличие собственного мнения, за уважение других мнений, за инициативу и индивидуальные достижения;
- Быть эмоционально отзывчивым, сопереживать, проявлять уважение к чувствам ребенка.
«Воспитанники – воспитанники»
Чтобы приятным было общение,
По имени к собеседнику должно быть обращение.
Глядя в глаза, ему улыбаться
Беседой живо интересоваться
Не грубить, не обзываться,
И, конечно же, не перебивать
Чужое мнение нужно уважать.
Быть дружелюбным в общении всегда
Помогут обязательно волшебные слова.
На прогулке или дома
Всех друзей или знакомых
Поприветствуй от души
Громко «здравствуйте», скажи.
«Извините» - волшебное слово,
Оно нам поможет с друзьями и дома
Если ты чем-то обидел друзей,
То «извините» скажи им скорей.
Ты друга о помощи попроси,
«Помоги, пожалуйста» произнеси.
Когда ты уходишь, то на прощанье
Сказать не забудь всем друзьям «до свидания».
«Извини», «пожалуйста», «прости» и «разреши» -
Это не слова, а ключик от души.
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо-слова.
Черных Наталья Владимировна, заведующий
Лобода Ирина Викторовна, учитель – логопед
Гущина Надежда Петровна, воспитатель
Карагодина Наталья Борисовна, воспитатель
Смыкова Ирина Александровна, воспитатель